Среда, 27.11.2024, 05:46
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Новости образования [13]
ЕГЭ [7]
Международная географическая олимпиада [9]
Экологическое образование [1]
Конкурсы, фестивали, научно-практические конференции [6]
Поиск
Архив записей
Мини-чат
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Карта инновационного опыта (опубликована в  2007 г.)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

Приоритетного национального проекта «Образования»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Осипова Наталья Александровна

МОУ гимназия № 8 г. Шумерли

             Учитель географии

16 лет

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

       Создание условий для интеллектуального развития учащихся, проявляющих признаки одаренности на уроках географии.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

      Источник изменений - противоречие между  потребностью общества в неординарной творческой личности, способной строить и развивать инновационную экономику и недостаточной разработанностью механизмов и условий  воспитания и обучения одаренной личности. Новый этап совершенствования системы образования резко обострил проблему раннего выявления школьников, проявляющих признаки одаренности, создания условий для успешной реализации их способностей. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности учащихся.

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

       Сущность ИПО заключается в создании условий  для формирования и реализации  индивидуального дарования школьников через: наполнение базового универсального образования параллельным, дифференцированным по объему и глубине; развитие самоорганизующих форм обучения: групповых, парных занятий, само- и взаимообучение; введение тьюторства; проектирование дистанционных форм образования, реализуемых на основе компьютерных телекоммуникаций; успешность и самореализация учащихся.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

   Концепция изменений предполагает создание на уроках географии творчески-развивающей образовательной среды за счет насыщения содержания обучения  знаковыми средствами (схемами, таблицами, текстами, разработанными проблемными ситуациями, тренировочными заданиями и т.п.), распространения активных форм обучения, перехода от традиционного преподавания к  личностно-деятельностному, связанному  с изменением функций учителя  от преобладающе информационных и контролирующих к функциям организации учебной деятельности, управления ею и экспертизы полученных результатов. Трудоемкость ИПО заключается в разработке новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся; создании базы знаковых средств; систематизации  материала в рамках разработанной типологии уроков и по уровню сложности; в проектировании педагогического сопровождения образовательного продвижения школьника на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год). Основным ограничением при внедрении данного ИПО является отношение к  географии как к вспомогательному учебному предмету, обучение в массовой школе.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках географии является  сочетание дидактических методов обучения (информационно-рецептивного, конструктивно-репродуктивного, проблемного изложения, исследовательского, модельного, метода проектов и т.д.), приемов и техник продуктивного обучения, принципов задействования интеллектуальной, мотивационно-волевой, эмоционально-ценностной  сфер.

    Сочетание должно соблюдать общую принципиальную логику обучения. В ней должны просматриваться: использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации (по инициированным учащимися  формам деятельности); выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений; рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий); способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.

Результат изменений

Внешняя результативность ИПО: 1) за последние пять лет 22 ученика стали победителями и призерами городских  предметных олимпиад, 7  -  участниками республиканской олимпиады по географии, 5  – победителями и 2 – призерами республиканской дистанционной олимпиады по географии; 2) за период 2003-2008 г.г. 12 учеников стали призерами городских, 2  - окружной, 8 – республиканских научно-практических конференций, 2 ученика - участниками Всероссийской НПК; 3) за тот же период 5  учеников  выбрали профессиональное обучение в ВУЗах естественно-научного профиля.

Внутренняя результативность ИПО: применение метода включенного наблюдения позволило установить позитивную динамику: развитие  умений моделирования, выдвижение гипотез, легкости перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации, сформированности навыков рефлексии (принятие решений, построение аргументации и др.),  креативности, удовлетворенности  собственными результатами.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

III. Описание инновационного опыта учителя

  «Таланты создать нельзя, но можно создать  культуру,

     т.е. почву, на которой растут  и процветают таланты»            

  (Г. Нейгауз)

 Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие  детей, проявляющих признаки одаренности, реализация их потенциальных возможностей предполагают раннее выявление учеников с высоким уровнем обучаемости, разработку уровневых дифференцированных  образовательных программ, выбор познавательной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение (тьюторство).

Уровневая дифференциация предполагает индивидуализацию обучения щкольника.  Учебный материал по географии разделяется по структуре и по содержанию. Дифференциация содержания направлена на достижение обязательного (формирующего) уровня усвоения учебного материала; знания научных основ; сформированности типовых познавательных действий; навыков свободного воспроизведения основных фактов, правил, законов; понимания причинно-следственных связей; умения производить аналитико-синтетическую деятельность при решении как элементарных, так и сложных задач; умения предъявлять оценочные суждения.

Ученик получают возможность  выбрать те  разделы и темы, которые хотелось бы ускоренно или углубленно изучить, спланировать познавательную активность и определить периодичность оценки приобретенных знаний.

Применение ИТ может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень безусловно полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения. При этом могут найти применение разработанные мультимедийные учебные программные средства, авторские электронные учебники (например, по краеведению), либо для самостоятельного обучения может быть применена менее систематизированная россыпь информационных массивов, хранящихся в Интернете. В последнем случае методическая помощь может состоять в составлении каталогов привлекательных  географических информационных ресурсов, разработке печатных и электронных рекомендаций о способах формулирования запросов и поиска информации, подготовке для учащихся разного возраста наборов "развивающих” информационных блоков, дополнении списков «часто задаваемых вопросов» (Frequently Asked Questions, или FAQ) списками «нечасто задаваемых вопросов», подобранных таким образом, чтобы стимулировать познавательные интересы учащихся и вместе с тем подсказывать им направления самостоятельного поиска отсутствующих информационных элементов в информационных массивах (Интернете, банках данных и др.) и т.п. Благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Одаренный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников,  дистанционно консультироваться со специалистами, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие.

Тьюторство может выражаться в ознакомлении со стратегиями обучения, целеполагания, коррекции ранее поставленных целей, сопоставления их с актуально достигнутыми промежуточными результатами,  в обучении управления собственным мыслительным процессом, эффективным методам самостоятельного поиска и фильтрации информационных источников, в оценке характера тех знаний, которые необходимо накопить и привлечь для поиска решений в конкретных проблемных ситуациях и т.д.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Новизна данного опыта заключается в создание условий для интеллектуального развития учащихся, проявляющих признаки одаренности на уроках географии. ИПО носит универсальный характер и может  использовать в процессе преподавания любого предмета, а также во внеурочной деятельности.

Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

-













Чувашская Республика, г. Шумерля, МБОУ "Гимназия №8"
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz