Среда, 27.11.2024, 06:11
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Новости образования [13]
ЕГЭ [7]
Международная географическая олимпиада [9]
Экологическое образование [1]
Конкурсы, фестивали, научно-практические конференции [6]
Поиск
Архив записей
Мини-чат
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Дидактическое сопровождение уроков географии с применением техно­логии  «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (опубликовано в 2009 г.)

 

Сегодня учитель – это технолог, конструирующий урок по сверх модным лека­лам. Вот только порой увлекшись новаторством,  мы забываем о старых, зареко­мендовавших себя приемах обучения. В практике преподавания географии – это работа с учебным текстом, несущим существенную информацию, успешное из­влечение которой возможно  лишь при продуманном дидактическом сопровожде­нии. Использование технологии  «развитие критического мышления через чтение и письмо» позволяет решить обозначившуюся проблему.

К каждой из стадий усвоения учебного материала педагог подбирает соответ­ствующий прием учебной деятельности, сопровождая его определенной дидакти­ческой единицей. На примере урока «Факторы, определяющие особенности кли­мата России» (8 кл.) покажем,  каким образом можно его подготовить.

На уроке ученики работают в сменных группах используя инструкции по вы­полнению  заданий. Каждое задание оценивается в баллах. Количество баллов, полученное во время работы, заносится в «Лист учета знаний». Исходя из итого­вой суммы  баллов,  выставляется оценка за урок.

Инструкция  оценки знаний за выполненную работу

- 5 баллов  ставится за полный ответ на вопросы  или за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов;

- 4, если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью другого ученика;

- 3, если учащийся  допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов;

- 2, если учащийся  допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для 3.

I этап. Вызов

На экран проецируется слайд, содержащий ключевые понятия.

Инструкция 1

1. Сформулируйте определение понятий и опросите друг друга (5 минут).

2. Ответьте на вопрос: «При изучении какой темы применяются  эти понятия?».

3. По истечении времени сравните правильность данных вами ответов с эталоном (слайд). Оцените ответы и запишите баллы в лист учета.

При последующем чтении и анализе учебного текста, ученикам предлагается составить кластер «Климатообразующие факторы».

Инструкция 2  (время выполнения 3 минуты)

  1. Разделитесь по парам.
  2. Сообща составьте кластер, который по ходу урока будет увеличен.
  3. Озвучьте его. Запишите баллы.

II этап.  Осмысление содержания

Учитель делит текст на 4 смысловых фрагмента, каждый из которых сопрово­жден вопросами, направленными на выявление главной информации.

Фрагмент «Влияние географического положения»

  1. В каких климатических поясах расположена Россия?
  2. Чем усиливается разнообразие климатов?
  3. Сделайте вывод.

Фрагмент «Солнечная радиация»

1. Что такое солнечной радиацией? От чего зависит продолжительность дня?

2. Что такое суммарная радиация? От чего зависит ее величина?

3. По рис. 36 определите основную закономерность в распределении суммарной радиации по территории страны.

 4. Почему важнейшим показателем климата является радиационный баланс? Что он выражает?

Фрагмент «Циркуляция воздушных масс»

  1. Какие воздушные массы циркулируют над территорией России?
  2. Какие ветры господствуют в умеренных широтах страны?
  3. Какое давление преобладает зимой над Сибирью? Почему?
  4. Что такое трансформация воздушных масс?

Фрагмент «Влияние подстилающей поверхности»

1. В чем выражается влияние на климат подстилающей поверхности?

2. Промоделируйте, как изменился бы климат России, если бы хребты Джугджур и Сихотэ-Алинь располагались вдоль западной границы страны

Учитель сообщает, что в рабочих группах учащиеся будут работать позже, а сейчас в сформированных группах учащиеся должны рассчитаться на 1-ый ,.. 4-ый. Далее, 1-е номера собираются в отдельную группу, 2-е в отдельную и т.д. Со­здаются экспертные группы, каждая из которых работает  над своим фрагментом текста. Работа в экспертной группе длится 10 минут.

Инструкция 3

1. Каждый член экспертной группы индивидуально читает текст.

2. Все участники группы вместе обсуждают, как содержание данного фрагмента лучше всего объяснить членам  своей рабочей группы. Отвечают на вопросы.

3. По истечению указанного времени учащиеся расходятся по своим рабочим группам и объясняют товарищам свой фрагмент текста, отвечают на их вопросы

4. Группа вырабатывает общие представления обо всей теме, и записывает их в виде нескольких тезисов и докладывает всему классу (8 минут). Запишите баллы.

После тезисных выступлений рабочих групп, дополняем кластер.

III этап.  Рефлексия

В конце урока уместно применить «синквейн», позволяющий  учащимся запечатлеть в памяти самое главное.

Инструкция 4

1. В течение  пяти минут  индивидуально напишите  «синквейн», в котором глав­ное слово «Климат России».

2. Объединитесь  в пары, озвучьте и обсудите свои синквейны. Запишите баллы.

Может быть множество мнений о возможности применения данной техноло­гии в учебном процессе, но неоспоримо одно: критическое мышление - это систе­ма мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих приоб­щить ребенка к опыту человечества, развить его ум, индивидуальность. А успеш­ность в обучении школьника определит профессионализм учителя.




Чувашская Республика, г. Шумерля, МБОУ "Гимназия №8"
 
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz