Традиционный урок
|
Современный урок
|
Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок уроков.
|
Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы (проекты) своих уроков.
|
Противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
|
Точное (в закономерностях и принципах) и одновременно творческое
(т.е, прежде всего, личностное) выполнение программно-методических
требований к уроку.
|
Шаблонная структура урока (комбинированные уроки при постоянном и одном и том же наборе структурных частей урока).
|
Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенностям того или иного класса, темы, раздела.
Примечание:
Цель урока (определяет) тип и структуру урока, расходы времени на
различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны,
разнообразны будут и типы, и соответствующие структуры, что и позволит
уйти от названного слева недостатка.
|
Неоправданно нарочитое стремление к игровым формам урока.
|
Использование игровой формы только в том случае, когда это служит
лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над
сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не
становится самоцелью, не умаляет значения сути того, что должны изучить
дети.
|
Слабые знания личности школьника и классных коллективов и, как
следствие этого, уроки-близнецы в разных классах, невозможность
опереться на особенности учащихся, найти оптимальное для конкретного
ребенка или группы детей вариант методики обучения, необоснованность
дифференциации в обучении.
|
Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных
возможностей учащихся разных возрастов и классов; учет особенностей,
интересов и склонностей учащихся.
|
Традиционный (без творчества) подход к называнию темы урока в соответствии с текстом государственной программы.
|
Стремление к поиску, по возможности, формулирование кроме темы еще
и «имени» урока в виде яркого афоризма, крылатой
фразы, поговорки и т.д. эмоционально выражающих в сжатом виде суть
главной идеи урока.
|
Игнорирование возможности воспитания в процессе обучения.
|
Специально спланированная (продуманная) деятельность учителя по
обеспечению не только учебной стороны, но и воспитательной, т.е.
воспитание и в процессе обучения.
Примечание:
Каналы воспитания в процессе обучения урока:
1. Через содержание образования. 2. Через методы и формы обучения. 3. Через личность самого учителя. |
Недооценка специального продумывания задач урока, неполнота их планирования.
|
Комплексное планирование задач урока по трем группам:
1. Педагогические цели: обучения, воспитания, развития (психических
процессов: интеллекта, воли, творчества, здоровья, эмоций, мотивов); так
называемые креативные (творческие); оздоровительные цели – это цели
развития ребенка (главные цели). 2. Цели развития образовательного процесса (для повышения качества
этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские. 3. Цели саморазвития учителя: а) профессионального; б) личностного.
|
Отсутствие какого бы то ни было продумывания ценностных оснований
отобранного материала на уроке (о ценностных основах см. «Управление
качеством образования» по ред. М.М. Поташника, с. 116-146)
|
Продумывание и, по возможности, формулирование (хотя бы для себя)
ценностных оснований выбора и трактовки учебного материала на уроке.
(Гессен: «Пренебрежение ценностным знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы»)
Ценности - это некие лично и добровольно, осознанно выбранные
нравственные аксиомы, идеалы признаваемые лучшей частью или
большинством того культурного сообщества, в котором вы живете, которые
вы исповедаете и которыми вы руководствуетесь в своих оценках,
поступках, действиях и решениях.
(пример: Мавроди – с точки зрения ЗУНов отличные знания; с точки
зрения ценностей, ради которых он употреблял свои знания, для него
ничто; Полпот – Сорбона, ценности - человеконенавистнические цели, истреблял людей)
|
Отсутствие какого бы то ни было стремления раскрытия личностного смысла конкретных знаний для большинства учеников.
«Личностный смысл равносилен мотиву» (Леонтьев)
|
Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
Личностный смысл – это глубокое осознание человеком ценности
получаемых знаний, осознание пришедшее через переживание и потому оно
всегда окрашено эмоциями (когнитивные эмоции – познавательные),
ощущением невозможности жить, работать и действовать без этих знаний.
Личностный смысл не может быть навязан извне. Он вырабатывается
ребенком самостоятельно и является одним из главных факторов
самостроительства личности.
Предупреждение: не сводить к полезности знаний.
|
Игнорирование межпредметных связей и как следствие – межпредметной
координации учебного материала полагая, что целостная мировоззренческая
(научная) картина мира возникает в головах детей сама собой,
автоматически.
«Дорога к истине заказана
непониманием того,
Что жизнь не просто глубже разума,
Но в невозможности его» Игорь Губерман
|
Опора на межпредметные связи с целью формирования у учащихся более
полного и целостного представления о системе знаний, о мире и с целью
развития эрудиции школьников, а при необходимости и специальное
осуществление учителем межпредметной координации (передвигать из одного
курса в другой) учебного материала.
Из всего этого следует, что вместо прежнего учителя «туннельника»
необходимо постепенно преобразовывать себя в учителя эрудированного
типа, который владеет содержанием среднего образования по всем
предметам.
|
Оторванность теоретических знаний от их использования или
недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное или
неосознанное формирование человека только знающего.
|
Безусловное обеспечение практической направленности учебного
процесса, создание реальных возможностей применения учащимися
полученных ЗУНов, не допуская формального усвоения теоретических
сведений. Осуществление перехода от человека знающего к человеку
знающему, понимающему и деятельному.
Пример:
Американский учитель (шт. Кентуки) физики запуск Шатла записала на
пленку. Перед уроком показала в классе. Затем исполнили Гимн, показала
фото космонавтов, решили задачу на эту тему.
|
Отсутствие на уроке упражнений по исследованию знаний в измененных обстоятельствах.
|
Включение в содержание урока упражнений творческого характера по
использованию полученных знаний в аналогичной (подобной), частично
измененной и полностью незнакомой ситуации.
|
Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение
то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к
разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
|
Безусловное знание системной классификации методов обучения
и только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения
методов обучения исходя из знания сильных и слабых сторон каждого
метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса.
В 21 веке особую ценность представляют методы развития
познавательного интереса. Ведущим является познавательный интерес
ребенка.
Методы познавательного интереса имеют способность инерции (продолжения), поэтому использовать их не на каждом уроке.
|
Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же
использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся.
|
Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова,
Эльконина-Давыдова, Фаизова, Ильясова Ислама, Кушнир, Эрдниева,
Монтессори, Штайнера, Френэ) и их только дифференцированное применение
к разным классам или группам учащихся.
Примечание:
Большинство учителей 5-11 классов вообще не знакомы ни с какими технологиями развивающего обучения.
|
Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная
дифференциация объема и степени сложности учебного материала; это 1/3 среднего образования)
Знания необходимо давать всем одинаковые для того, чтобы они
впоследствии могли растить своих детей – полноценных граждан общества.
|
Осуществление только на основе диагностики реальных учебных
возможностей дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на
применение мер дифференцированной помощи школьникам с разным уровнем
подготовки по предмету и отношения к учению (без существенного снижения
сложности учебного материала).
Оказывать помощь разной степени сложности.
Подсказка должна содержать озарение (in sit) для ребенка.
(Умеет выполнять задание без подсказки – зона активного развития; 1 подсказка учителя – граница зоны ближайшего развития)
|
Бессистемность в формировании навыков рационального учебного труда.
|
Специально спланированная работа учителя по формированию надпредметных способов учебной деятельности.
Что является доминирующей причиной временной неуспеваемости?
(Бабанский: временная неуспеваемость – текущие «2», постоянная –
второгодничество).
51 % учеников дающих временную неуспеваемость не успевают
из-за не владения (слабого владения) общеучебными умениями,
необходимыми для конкретного урока.
Принято считать, все общеучебные умения формируются в начальной
школе (чтение, счет, абстрагирование, …) – формально так, фактически
сложнее.
Ребенок забывает. Например, умение анализировать: 1 кл – разложи на составные части; 10-11 кл – диалектический анализ.
Школьная программа не учитывает. Ученика необходимо вооружить умениями, инструментами.
Добросовестность может быть ущербной.
Чтобы владеть материалом необходимо ЗНАТЬ …. УМЕТЬ …, составлять памятки.
|
Пассивность значительной части школьников в учебном процессе.
|
Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа
учителя по мотивации их учебной деятельности с целью формирования у них
и у всех учащихся устойчивой мотивации познания как одной из важнейших целей (и результатов) школы 21 века.
Примечание:
Какие средства мотивации я знаю? Метод восходит к истокам понятия «деятельность»:
а) организовать;
б) стимулировать;
в) контролировать.
То же самое на уроке.
Стимулирование деятельности помогает ликвидировать пассивность. Стимулировать личным примером.
Аристократ – в педагогике нет беспомощных ситуаций, всегда найдется выход.
Талантливый человек про себя знает - не будет оценивать по процентам качества знаний, олимпиадам.
Хорошая школа должна сформировать надпредметные способы деятельности
(общеучебные умения), устойчивую мотивацию познания (желание учиться
всю жизнь)
|
Гипертрофированное применение тех или иных средств; их некомплексное и нецелесообразное использование.
|
Только обоснованное целесообразное и комплексное использование тех
или иных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО).
Чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления детей.
|
Игнорирование возможностей компьютерного обучения, кроме информатики.
|
Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам.
Понятие «компьютер» современный урок подразумевает: наличие
электронной версии учебника (дискета, CD); уйма обучающих и
контролирующих программ. Все это позавчерашний день. Это называется
использование компьютера как ТСО.
Компьютер должен быть дома у учителя, у детей.
(Интранет – в сети города «Народное образование» № 8, 2006 г.)
|
Традиционный (примитивный) подход к формулированию домашнего задания
всем учащимся: всем одно и то же, без дифференциации (с целью
индивидуального развития детей) и без какой бы то ни было оценки его
выполнения.
|
По возможности - дифференциация домашнего задания по характеру,
содержанию и объему для разных групп учащихся: с целью развития
творчества у одних, закрепление пройденного материала другими и экономии
третьими.
Нет смысла давать д/з то, которое отработано на «5» группе детей.
Делают механически, тупеют, не развиваются. Необходимо повысить отдачу
д/з.
|
Систематическая перегрузка учащихся за счет разных факторов.
Отсутствие у учителя представлений о возможности отрицательных эффектов
и последствий организованного им на уроке
образовательного процесса.
|
Знание учителем определений психосберегающие, здоровьесберегающие и
здоровьеразвивающие технологии обучения. Организация образовательного
процесса на уроке в соответствии с этим знанием и пониманием того,
какой ценой достигаются положительные образовательные результаты.
(см.: М.М. Поташник «Управление качеством образования», с. 46)
|
Недооценка гигиенических условий обучения.
|
Обеспечение только благоприятных для работы гигиенических условий обучения.
«При отсутствии гигиенических условий деятельность человека может
быть парализована или протекать в несовершенном виде» К.Маркс.
а) воздушный режим
За один урок количество кислорода уменьшается на 1%, наступает
кислородное голодание: хотят спать, бледнеют - утрачиваются качества
кислорода обмена в мозге, дети перестают соображать)
б) температурный режим
18-22 норма
меньше 18 – зябко, теряется работоспособность
больше 22 – жарко
в) световой режим
75% детей теряют зрение, люминесцентный свет вреден (частота мерцаний больше, чем улавливает глаз человека)
Идеал: лампы накаливания, на столе своя лампа.
г) посадка учащихся
90% всех неинфекционных заболеваний человека в возрасте после 40 лет
связаны с болезнями позвоночника, приобретенными в детском возрасте.
Дефекты за 11 школьной жизни:
Нарушение осанки; Искривление позвоночника; Крыловидные лопатки; Сколиоз; Сутулость
|
Игнорирование эстетических условий обучения.
|
Обеспечивание максимально благоприятных для работы на уроке
эстетических условий, переход от обеспечивания эстетики не только
формой, но и акцентирование внимания на эстетике идеи как в оформлении
кабинета, так и в содержании отобранного учебного материала.
|
Недооценка благоприятных взаимоотношений учащихся и учителя в процессе обучения.
|
Общение с учащимися на уроке только на основе сочетания высокой
требовательности с безусловным уважением к личности школьника.
Легко любить ребенка, когда он послушен, хочет и может хорошо учиться, обаятелен, опрятен, уважителен («белый и пушистый»).
Но педагогическая сущность учителя на уроке проявляется в терпимом и
гуманном отношении к любому ребенку: и к тому, который туп,
интеллектуально ограничен, ленив, зол, мстителен, груб, строптив,
неопрятен, не хочет учиться, не подчиняется.
Любовь к детям – дар божий. Ребенку на уроке гарантируются его
личные права: уважение человеческого достоинства, личную
неприкосновенность и доброе имя, неприкосновенность частной жизни,
личная и семейная тайна, свободу совести, свободное выражение
собственных взглядов и убеждений.
Эти права считаются педагогически нарушенными в случае, когда ребенок сам оценивает обращение с ним, как унижающее его честь и достоинство.
(Где черпать силы? Евангелие Новый Завет 1 послание к коринфиям, святого апостола Павла)
|
Слабый учет учителем личностного фактора повышения качества обучения.
|
Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности учителя на учащихся.
Влияет внешний облик учителя: подтянутость, одежда и т.д. Все
образует позитивный имидж учителя. Яркая образная речь, походка, личные
эмоции, выражаемые учителем. Отношение учителя к своему труду. Ощущение
глубин. «Где нет нутра – там не поможешь птом»
|
Отсутствие сколько-нибудь выраженных элементов артистизма у учителя в проведении урока.
|
Развитие учителем в себе и использование в работе на уроках
артистических умений, педагогической техники, исполнительского
мастерства.
Комментарий:
Учитель и сам себе сценарист, сам себе драматург, режиссер и исполнитель своего урока.
|
Устаревший порочный подход к оценке (самооценке) качества работы учителя по числу успевающих на «4» и «5».
|
Оценка (самооценка) работы учителя по совокупности или несовпадению
реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего
развития ребенка, т.е. прогнозом с уровнем максимально возможным для
конкретного ребенка результатов. Набор хромосом обеспечивает природные задатки, а они в свою очередь влияют на успеваемость. |