В школах должны появиться профильные вузовские классы, а при вузах откроются спецшколы для одаренных. Такую точку зрения высказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России. Вела заседание вице-премьер Ольга Голодец, которая раскритиковала работу над федеральными стандартами в сфере дополнительного образования. "Надо назначить новые сроки и новые группы", - строго заметила она. По данным опросов ВШЭ, 75 процентов российских родителей готовы сегодня отказывать себе во всем, если это будет нужно для развития способностей своих детей.Вместе с тем 55 процентов считают, что надо расширять возможности обычной школы, 29 - уверены, что талантливые дети должны учиться в спецшколах, а еще 33 -полагаются на допобразование. Кстати, среди москвичей сторонников спецшкол 41 процент. 75 процентов родителей готовы отказать себе в самом необходимом ради развития способностей ребенка. - Школа сегодня не стимулирует получение дополнительных знаний. У учителей нет ни желания, ни возможностей, ни базы для этого, - считает Ярослав Кузьминов. - При этом вузы должны не только отбирать, но и выращивать будущие таланты. По новому Закону "Об образовании в РФ" вузы получат больше для взаимодействия со школами, в том числе в рамках профориентационной работы курировать профильные классы. Одновременно должна идти серьезная работа по совершенствованию олимпиад. Есть мнение, что их список может быть значительно расширен. Появятся дополнительные квоты для сельских школьников и детей из малообеспеченных семей. Ярослав Кузьминов предлагает предусмотреть в ближайшие два-три года возможность открытия спецшкол при ведущих университетах, подобно СУНЦу МГУ. Ректор МГУ Виктор Садовничий тоже уверен, что одаренным нужно создавать особые условия и возможность проявить себя в олимпиадах, конкурсах. По его данным, творческая активность школьников идет по нарастающей, а вот у студентов, напротив: к старшим курсам они почти перестают участвовать в интеллектуальных состязаниях. Есть смысл подумать о льготном поступлении в магистратуру именно активных студентов. Александр Дегтярев, председатель Комитета Госдумы по образованию, предложил дать право отбирать в 10-е и 11-е классы самых способных учеников. Закон это позволяет: там есть понятие эксперимента. Ольга Голодец поддержала экспертов - членов совета и заметила, что, по ее мнению, в России "некоторые виды одаренности вообще не замечаются". "В Финляндии, например, не стесняются ставить в расписание старшеклассников домоводство и обучение игре на инструментах, ведь ребенок должен все попробовать, чтобы понять, что ему нравится. Одаренность проявляется в двух или трех сферах, как у Стива Джобса. Наша задача -не помешать таланту", - заметила вице-премьер. Кроме того, она предложила разработать меры по обеспечению территориальной доступности творческих вузов для абитуриентов из отдаленных сел и проконтролировать, как приемные комиссии выполнят требование.
|