Не позднее 1 февраля вузы должны объявить перечень вступительных испытаний
С этого момента и до 1 марта в своей школе можно подавать заявления с
указанием ещё 2-3 предметов (помимо обязательных русского и
математики), по которым школьники планируют сдавать ЕГЭ. Ждать ли
сюрпризов? Конкурс аттестатов Мы всё чаще слышим на всех уровнях образовательной власти, что ЕГЭ надо
совершенствовать. Надо вводить устную часть в гуманитарных предметах,
учитывать внешкольные достижения детей - спортивные, научные, творческие
и т. д. И вот последняя инициатива самого министра образования
Д. Ливанова: при приёме в вузы помимо баллов ЕГЭ как критерий
использовать ещё и средний балл аттестата. В последнее время новшества
сваливаются на школы постоянно. В прошлом году резко и неожиданно для
выпускников и учителей в конце учебного года усложнили задания по
математике и физике. И многие школьники при поступлении в вузы оказались
в гораздо худшей ситуации, чем абитуриенты предыдущего года. По сути,
учёт оценок в аттестате плюс устные экзамены - это возврат к системе,
существовавшей до ЕГЭ и сильно критикуемой. Однако Д. Ливанов уверен,
что необходимость учёта оценок в аттестате «мотивирует детей к изучению
всех предметов, а не только русского языка и математики, по которым
сдают обязательные ЕГЭ». Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве РФ, выдвигает ещё более кардинальное предложение:
«Надо вообще отменить выпускные и вступительные экзамены, а принимать в
вузы по среднему баллу аттестата плюс портфолио. Многие ребята во время
приёмной кампании приходят и говорят: у меня золотая или серебряная
медаль, я учился 11 лет на все пятёрки, но на ЕГЭ недобрал баллов,
и меня не принимают. Мне бывает очень жалко этого ребёнка. В чём
отрицательная сторона ЕГЭ? После 9-го класса школьник практически
перестаёт заниматься школьными предметами. Он учит в лучшем случае три,
на которые его натаскивают. А всё важное, получается, побоку».
Пятёрки нарисуют?
Но такую позицию разделяют не все. «Безусловно, нужно совершенствовать ЕГЭ, - считает Виктор Звонников, проректор Государственного университета управления, доктор педагогических наук.
- Ведь Единый госэкзамен уже одобрен в госпрограмме развития
образования до 2020 г., и отменять его никто не собирается. По отдельным
гуманитарным предметам можно усилить устную часть, например по
иностранному языку. За рубежом уже появились компьютерные технологии,
которые воспринимают устную речь и могут выставить независимую оценку
ученику. А вот учитывать средний балл аттестата нет смысла, поскольку он
значительно повысит субъективную составляющую оценок абитуриентов.
Такие попытки уже были, но ничего, кроме стремления формально повысить
балл, не дали. Более того, в перспективе мы собираемся опираться на
создание индивидуальных программ обучения школьников. Ребёнок выбирает
специализацию исходя из своих интересов: филология, механика, история и
т. д. Конечно, это будет происходить в ущерб некоторым другим предметам,
но общий культурный уровень от этого не пострадает».
Устная часть или сочинение в ЕГЭ по гуманитарным предметам, а не только
галочки в тестах - это неплохо. Ребёнок сможет продемонстрировать не
только возможности своей памяти, но и умение мыслить. А вот все
дополнительные условия - средний балл аттестата, портфолио и пр. - вкупе
с сокращением бюджетных мест в вузах выглядят как попытка уменьшить
число людей, которые могут бесплатно получить высшее образование,
и насильно загнать часть молодёжи за станки. Но почему проблему
нехватки рабочих рук в стране хотят решить за счёт наших детей? Уж
отпрыски самих чиновных шишек получат высшее образование и на завод
работать не пойдут вне зависимости от оценок в аттестате.... (Аргументы и факты, 24.01.2013 г.)
|