Руководитель столицы Сергей Собянин неделю назад заявил, что средняя зарплата учителей в городе в 2012 году составила 57000 рублей. Плюс в рамках программы грантов мэра некоторые столичные школы получали такие бонусы, что выплачивали своим педагогам полумиллионные премии, о чем недавно писал «МК». А представители Минобрнауки и вовсе уверяют, что рост зарплат работников школьного образования отмечается по всей стране – к примеру, на конец прошлого года средний оклад учителей по стране составлял 31000 рублей, то есть вырос за год почти в два раза.
При этом премьер Дмитрий Медведев в феврале возмущался тем, что в стране остаются регионы, где учителя слабовато ощущают любовь и заботу государства о них, и пригрозил разобраться с руководителями тех регионов, где игнорируют нужды педагогов.
Как же на деле растет уровень зарплат учителей по России в целом? Сколько в стране проблемных регионов и где именно «не любят учителей»? В чем причина возникающих сложностей?
- Да, есть регионы-доноры, есть те, кто нуждается в дополнительном финансировании, - говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова. - Но по итогам года в неуспешных применительно к оплате учителей числятся 11 регионов – это даже не треть от всей страны, а меньше. Из этих одиннадцати 7 заявили, что найдут внутренние ресурсы фактически в ближайшие месяцы – до марта.
Сегодня в рамках нового закона об образовании учителям обязаны платить зарплаты не менее средней по экономике региона. И важно соотносить рост зарплаты педработников со средней по экономике региона относительно текущего периода (а не сравнивая с годичной давностью, как было раньше) – это приблизило статистику в реальности и вынудило регионы принимать меры, чтобы довести цифры до требуемых.
Член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмила Бокова назвала некоторые цифры:
- Сегодня средняя зарплата учителей по стране – 31 000 рублей. Это в два раза выше уровня прошлого года. Мы посещаем огромное количество регионов – к примеру, недавно во Владивостоке я видела зарплату дефектолога в коррекционной школе в 34.000 рублей. Зарплаты учителей в Чукотский АО доходят до 100 000 рублей. В Южно-Сахалинске я в школе посмотрела нормативные документы – учитель математики, молодой специалист, получает 52000 рублей... Но нельзя не отметить и низкие зарплаты. В некоторых регионах учитель получает 12000 – это конечно плохо. При этом невысокие зарплаты кое-где на самом деле успешно подняты даже выше уровня средней по региону – просто в регионе она в принципе невысока сама по себе. К примеру, в саратовской области средняя зарплата – 16600, но средняя у учителя – 19600. Местное руководство сэкономило на оборудовании школ, которое они получали от федеральных средств, что позволило изыскать резервы из собственных денег.
По словам заместителя председателя комиссии Общественной палаты по развитию образования Любови Духаниной, ОП РФ обращается к учителям с анкетированием – удовлетворены ли они своей зарплатой и её ростом:
- На сайте ОП мы начали мониторинг удовлетворенности педагогов ростом заработной платы в виде голосования, и приглашаем к нему учителей – итоги подведем к концу апреля, а далее будем проводить его каждые полгода. Мы должны выяснить, к примеру, насколько рост адекватен росту нагрузки? Является ли мифом популярное мнение о том, что рост зарплаты часто идет за счет интенсификации труда учителя?
Высшая Школа Экономики также ведет такой мониторинг, рассказывает директор института развития образования при Высшей школе экономики Ирина Абанкина:
- Наши выводы такие - зарплата за последнее время выросла в 2 раза, а ожидания педагогов – примерно в 3,5. И разрыв между реальностью и ожиданием растет. И межрегиональная диферренциация слишком велика, и порождает напряженность и нервозность в учительской среде. Средняя зарплата по стране в 31 тысячу рублей на самом деле вычисляется за счет некоторых богатых регионов, но при этом реально слишком много регионов, где зарплата учителя 15-17 тысяч рублей. А возложение дополнительных обязанностей, которое ведет к «росту» зарплаты и вовсе не должно учитываться в статистике, поскольку непосредственно учительский оклад не меняется.
За прошедший год ситуация существенно улучшилась, но у учителей нет пока уверенности в стабильности этой ситуации, роста. В этом году, скажем, выделено 40 миллиардов федеральных дотаций, а вот будут ли они в следующем?
При этом у нас регулярно говорят о неотъемлемости связи роста зарплат и повышения качества образования, даваемого нашим детям. Но сегодня фонд оплаты труда зависит от количества учащихся, поэтому учителя фактически не мотивированы повышать качество образования. Зампред председателя комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина видит в этом серьезную, но пока нерешаемую проблему:
- Надо признать, что сегодня в стране нет системы проведения постоянного мониторинга каждого школьника, его достижений и развития, исходя из которой можно было бы четко мотивировать учителя и рассчитывать его зарплату. Такие системы в международной практике существуют, но наше педагогическое сообщество к ним пока еще не готово. Выстраивать сложную аналитику придется самому педагогу – причем, после всех уроков, после проверки всех тетрадей и заданий, после подготовки на следующий день. Это реально связано с существенным увеличением нагрузки на учителя, и подобные методики для нас – дело будущего.