Непонятная и
пугающая, на первый взгляд, аббревиатура расшифровывается так: Федеральный
государственный образовательный стандарт. Что же это такое?
Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле
слова — образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления
с ними др. подобных объектов. Стандарт в Российской Федерации —
документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту.
Образовательный
стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям
образования детей на разных ступенях обучения.
Зачем нужен
новый образовательный стандарт? Советское образование было одним из лучших в
мире. Зачем изобретать велосипед? Примерно так думают многие родители и
учителя. Однако со времен СССР многое изменилось, и старые подходы уже не
выдерживают требований нового времени.
Сравнительный
анализ образовательных систем PISA-2009 направлен не на определение
уровня освоения школьных программ, а на оценку способности 15-летних учащихся
применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Оценка
образовательных достижений в 2009 году проводилась по направлениям:
- грамотность чтения (Россия – 41-43 места)
- естественнонаучная
грамотность(37-40 места)
- математическая
грамотность (38-40 места) из 65.
Глобализация
экономики приводит и к интеграции образовательных систем разных стран. Как
российское образование интегрируется в мировую систему образования?
1. Начиная с
принятия в 1992 г. первой редакции закона «Об образовании» создается новая нормативно-управленческая
база деятельности образовательных учреждений, которая, с одной стороны,
расширила их самостоятельность, но с другой - увеличила ответственность
коллективов за результаты образовательной деятельности.
2.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» призвана сделать
российское образование привлекательным, конкурентноспособным.
3. На
интеграцию в мировую систему образования направлены федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения.
Современная
парадигма образования – переход от принципа «образование на всю жизнь» к
принципу «образование через всю жизнь»
Причинами
изменения парадигмы служат, во-первых, лавинообразный поток информации во всех
областях знания, во-вторых, потребность современного общества в гибких,
адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно
быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития
на любом отрезке жизненного пути человека.
Усвоение и
обобщение готовых знаний в настоящее время становится не целью, а одним из
вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Основной же
задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ
ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь
критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых
задач. С
начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373
(зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
2. ФГОС
основного общ Состояние
разработки и утверждения стандартов.
1. ФГОего образования – утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
3. ФГОС
среднего (полного) общего образования находится в стадии разработки.
Введение
федеральных государственных стандартов общего образования будет вводиться
поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех школах страны вводится ФГОС начального
общего образования. С 1 сентября 2015 года – ФГОС основного общего образования,
с 1 сентября 2020 года – ФГОС среднего общего образования.
С полными
текстами Стандартов Вы можете познакомиться на сайте Минобрнауки http://mon.gov.ru/dok/fgos/
|